О проблемных вопросах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
от 27 декабря 2021 года
О проблемных вопросах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
Твердые коммунальные отходы или сокращенно ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими и юридическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242).
Обращение с иными видами отходов (биологическими, медицинскими и др.) необходимо осуществлять в рамках заключения отдельных договоров с организациями, имеющими лицензионно-разрешительные документы на такой вид деятельности.
Такой договор должны заключать собственники частных жилых домов, нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов), управляющие компании, ТСЖ, собственники помещений и квартир в МКД.
Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), то есть если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор (оператор) осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления.
Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Упаковка и тара от продуктов, хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор не могут бесследно исчезнуть. Значит, отходы либо сжигаются, либо закапываются на участке, либо пополняют несанкционированные свалки, нанося огромный ущерб окружающей среде. Чаще всего такая ситуация возникает у жителей частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями. Однако теперь в силу положений части 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Плату за оказанные и не оплаченные услуги региональный оператор взыскивает в досудебном и судебном порядке.
К региональному оператору по обращению с ТКО можно предъявлять претензии по некачественному вывозу мусора. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках).
К управляющей компании, органу местного самоуправления - направляются претензии по содержанию и чистоте мест (площадок) накопления ТКО.
Куда жаловаться на регионального оператора по обращению с ТКО?
На нарушения закона, связанные с экологией и охраной окружающей среды - в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
На нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил - в территориальный орган Роспотребнадзора.
На нарушение региональным оператором порядка предоставления коммунальной услуги и расчета платы за предоставленные услуги, в том числе на предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества – в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
В случае несогласия с результатами рассмотрения обращений вышеуказанными ведомствами - районному прокурору, затем в прокуратуру края.
Если плата за обращение с ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться к региональному оператору. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. В данном случае - справку о составе семьи, архивную выписку из домовой книги, соответствующие акты, справки.
В соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесных, водоохранных зонах. Запрещается размещение отходов на свалках, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
За нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, в том числе на юридических лиц, виновных в организации несанкционированной свалки, может быть наложен административный штраф в размере до 250 тысяч рублей.
За уборку незаконных свалок, в т.ч. в дачных и лесных зонах отвечают муниципальные власти. Но если земельный участок находится в частной собственности, то вся ответственность ложится на правообладателя.
Документы:
Документ |
Загрузочный сектор |
О проблемных вопросах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами |
скачать |